Si vis pacem para bellum
Два дня назад к нам приехала моя учительница художественной школы Петрова Светлана Ивановна. Сейчас она работает в Северо-Восточном федеральном университете города Якутска, кандидат исторических наук, пишет докторскую. Преподаёт на моём родном историческом факультете. Её студент и мой любимый ученик Павел Саввинов на местном празднике оценивал местные традиционные костюмы и огорчался, если находил недостатки...
Презентация книги Светланы Ивановны "Народный костюм якутов" проводилась в читальном зале Центральной библиотеке.
читать дальше
И я вспомнила на презентации её новой книги, как интересно она вела историю искусств. Получилась очень интересная беседа. Много узнала нового по истории костюма. Оказывается на нынешней (северной) территории проживания якутов выделено 4 этапа изменения якутского костюма:
1) Традиционный костюм тюрков сильно изменился с приходом на холодный север и стал похож на одежды коренных жителей севера, но скифские мотивы были сохранены в форме шапки и рукавов, сохранились моойтурук (т.н. меховой "шарфик-манишка") Сохранилась "бастына" (летом такую же носят, только из выделанной кожи или из драгоценных металлов) под шапкой против холода.
Шапка:
читать дальше
Моойтурук (меховой "шарф-манишка"):
читать дальше
Бастына (под шапку, чтобы не задувало, а то в такой шапке холодно):
читать дальше
2) Меховая и кожаная одежда с простым геометрическим меховым узором сохранилась только у малочисленных народов севера.
Это чепрак из меха с металлическими бляшками (бляшки появились позже, не ранее 18 века)
читать дальше
3) Поступление китайского бисера в продажу внесло свои декоративные коррективы в одежду.
Нижнее бельё невесты, которое обязательно должно звенеть при входе в новый дом. Иначе, хозяева приходят к мнению, что это не честная девушка, а заходит на цыпочках и осторожно уже как женщина. После такого стыда только вешайся:
читать дальше
4) Появление русского золотного шитья и сукна вкупе с запретом на ношение якутами ценного меха соболя изменило облик якутского костюма. Но сохраняются длинные рукавицы до локтя, иногда бывают выше. Фалды пальто очень широкие, чтобы можно было сидеть на лошади и греться. Кстати, пальто не зимнее, а весенне-осеннее.
читать дальше
Также привезли конское снаряжение: чепраки и лепсе - реконструкции и копии чепраков и лепсе 19 века:
читать дальше
Нас всех поразила тонкая "петельная" вышивка летних рукавиц одной мастерицы. Наощупь как переводная картинка.
читать дальше
А это летние кожаные унтики:
читать дальше
Презентация книги Светланы Ивановны "Народный костюм якутов" проводилась в читальном зале Центральной библиотеке.
читать дальше
И я вспомнила на презентации её новой книги, как интересно она вела историю искусств. Получилась очень интересная беседа. Много узнала нового по истории костюма. Оказывается на нынешней (северной) территории проживания якутов выделено 4 этапа изменения якутского костюма:
1) Традиционный костюм тюрков сильно изменился с приходом на холодный север и стал похож на одежды коренных жителей севера, но скифские мотивы были сохранены в форме шапки и рукавов, сохранились моойтурук (т.н. меховой "шарфик-манишка") Сохранилась "бастына" (летом такую же носят, только из выделанной кожи или из драгоценных металлов) под шапкой против холода.
Шапка:
читать дальше
Моойтурук (меховой "шарф-манишка"):
читать дальше
Бастына (под шапку, чтобы не задувало, а то в такой шапке холодно):
читать дальше
2) Меховая и кожаная одежда с простым геометрическим меховым узором сохранилась только у малочисленных народов севера.
Это чепрак из меха с металлическими бляшками (бляшки появились позже, не ранее 18 века)
читать дальше
3) Поступление китайского бисера в продажу внесло свои декоративные коррективы в одежду.
Нижнее бельё невесты, которое обязательно должно звенеть при входе в новый дом. Иначе, хозяева приходят к мнению, что это не честная девушка, а заходит на цыпочках и осторожно уже как женщина. После такого стыда только вешайся:
читать дальше
4) Появление русского золотного шитья и сукна вкупе с запретом на ношение якутами ценного меха соболя изменило облик якутского костюма. Но сохраняются длинные рукавицы до локтя, иногда бывают выше. Фалды пальто очень широкие, чтобы можно было сидеть на лошади и греться. Кстати, пальто не зимнее, а весенне-осеннее.
читать дальше
Также привезли конское снаряжение: чепраки и лепсе - реконструкции и копии чепраков и лепсе 19 века:
читать дальше
Нас всех поразила тонкая "петельная" вышивка летних рукавиц одной мастерицы. Наощупь как переводная картинка.
читать дальше
А это летние кожаные унтики:
читать дальше