ElpisN, ага, я задалась вопросом: а вдруг среди женщин - подруги моей прабабушки? Дочь якутского князца жила в Якутске, была замужем за богатым купцом, у неё было много подруг.
Это отрывки моей дипломной работы на историческом "Погребальный обряд племён неолита и бронзы Якутии". В этих отрывках рассказывается о странном погребальном обряде III тыс. до н.э. В Якутии - это белькачинская культура среднего неолита, а на более продвинутом юге - начало бронзового века.
Из истории изучения.
В 1956 году вновь воссоздается специализированная археологическая экспедиция. С началом работ Вилюйской археологической экспедиции института языка, литературы и истории ЯФ СО АН СССР возобновились планомерные и систематические археологические исследования в Якутии. Экспедицию в 1959-1963 годах возглавляла С. А. Федосеева. ВАЭ была создана с целью спасения археологических памятников в бассейне Верхнего Вилюя, которые должны были оказаться в зоне затопления Вилюйской гидроэлектростанции. В том же году был исследован могильник Туой-Хайа, обнаруженный на месте древнего поселения. Это захоронение было открыто в 1954 году Ю.С. Вязовым в ходе геологических работ. Именно эта находка стала сигналом к созданию ВАЭ. Геологи передали череп и несколько орудий Г.Ф. Дебецу, который датировал захоронение неолитическим временем, а череп отнес с катангскому монголоидному типу, представленному у современных эвенков, живущих в бассейне Енисея [Дебец, 1956, с.17]. Свои антропологические исследования Г. Ф. Дебец опубликовал в статье «Древний череп из Якутии» в выпуске XXV в «Кратких сообщениях института этнографии АН СССР» в 1956 году. Именно тогда широкому кругу ученых стало известно о неолитическом захоронении на Верхнем Вилюе и рассмотрены перспективы создания археологической экспедиции в Якутии. Туой-Хайинский могильник – единственный погребальный памятник, в котором выявлено 2 погребальных обряда: 1. трупоположение 2. трупосожжение с отдельным захоронением черепов людей и собаки. С.А. Федосеева пришла к заключению, что «могильник состоит из одновременных погребений, составленных носителями одной культуры» [Федосеева, 1968, стр. 37]. Она исходила из выделения общих черт: 1. Глубина положения костяков и стратиграфия слоев в обоих случаях (2 погребальных обрядов – мое примечание). 2. Ориентировка костяков при обоих обрядах северо-восточная 3. Наличие кострищ при трупосожжении в погребении 3, в котором сжигалась напутственная пища, и кострища с остатками трупосожжения имеют одинаковую овальную форму и общее меридианальное направление север - юг. 4. Много общего в инвентаре погребений – в технике обработки орудий, расположении изделий в захоронениях [Федосеева, 1968, с.36]. На основе историка - сравнительного метода С.А. Федосеева сделала вывод. Могильник Туой-Хайа имеет сходство с серовскими захоронениями Прибайкалья, датируемые первой половиной III тысячелетием до н.э. [Федосеева, 1968, с.38], Туой–Хайинский могильник – первый в Якутии датированный эпохой среднего неолита погребальный памятник. Уделяется значительное внимание условиям замечания могильника. В работе представлено детальное описание стратиграфии наслоений, свидетельствующее об одновременности погребений с 2 различными обрядами, кости залегают в слоях суглинка и щебенки. С.А. Федосеева включила в работу топографический план горы Туой-Хайа, план раскопок, план могильника, поперечный разрез кострища и могильной ямы [Федосеева, 1968, с.21-25]. Таким образом, материалы данного могильника представлены наиболее полно.
Могильник Туой-Хайа открыт на Верхнем Вилюе в 1954 г. Ю.С. Вязовым на верхней площадке юго-западного склона Туой-Хайа (табл.8). Геологи передали череп и несколько орудий Г.Ф.Дебецу. Только в 1959 г. созданием ВАЭ во главе с С.А. Федосеевой работы на могильнике продолжились. В результате раскопок зарегистрировано 5 не потревоженных погребений и остатки одного, раскопанного геологами, погребения. Могилы располагались на сравнительно небольшой площади (50×5 м) снизу вверх по гребню (табл.9). Захоронение с ингумацией черепа и частичной кремацией посткраниального скелета. В данном погребении выявлено сочетание трупоположения (череп) и трупосожжения (сожжение посткраниального скелета). Захоронение имело 2 «яруса»: первый верхний – кострище овальной формы, имевшее площадь 1, 38 × 0, 3 м, глубиной 0, 25 м, вытянутая с севера на юг, второй нижний – обнаружен на глубине 0,38 м – небольшая яма четырехугольных очертаний, в которой зарыт череп человека (табл.10). Посередине кострища среди древесного угля и золы находились обгоревшие кости человека со следами продольного раскалывания. Череп ориентирован глазницами на северо-восток. К сожалению, антропологические исследования не проводились, поэтому установить пол и возраст невозможно. В кострище найдены тесло, скребок (табл.13.6) и кремневый наконечник стрелы (табл.13,3). Первоначальное расположение посмертных вещей прослеживается в яме с черепом. 3 заготовки в вкладышевых костяных наконечников копий с тремя перпендикулярно воткнутыми между ними ножевидными пластинами лежали на черепе (табл.11) . Справа от черепа находились 2 плохо сохранившихся фрагмента обызвестковавшейся ракушки. Еще один важный элемент – красная охра, встречающаяся в обоих «ярусах» погребения.
Остатки погребения, открытого геологами. Погребение было разрушено геологическим шурфом. В первоначальном состоянии были найдены кости ног (голени и ступни), не попавшие в шурф. Они лежали в правильном анатомическом порядке, со ступнями повернутыми вправо. В этом погребении отмечен другой обряд – ингумация. Погребенный лежал на спине и был ориентирован на северо-восток. В первоначальном положении были найдены точило и костяная поделка, стержень, нижний конец его обломан, а верхний напоминает антропоморфное изображение. По мнению С.А.Федосеевой этот предмет является заготовкой костяной булавки [Федосеева, 1968, с. 29]. Эти предметы обнаружены под левой ступней покойного. Г.Ф. Дебец исследовал череп, который отнес к катангскому типу большой монголоидной расы [Дебец, 1956]. Г.Ф. Дебец отметил находку наконечника стрелы из бивня мамонта, обломка костяного наконечника стрелы с пазами, несколько ножевидных пластин [Федосеева, 1961, с. 8 - 9]. В отвале шурфа геологов найдены двухплощадный подпризматический нуклеус, топор с ушками (табл.12) и сегментовидный нож на отщепе [Федосеева, 1968, с. 29].
Погребение 1 представляет собой третий обряд погребения ингумация тела умершего без головы. Погребенный лежал на спине с вытянутыми ногами. Левая рука была протянута вдоль туловища, правая, согнутая в локте положена на грудь, костяк ориентирован головой на северо-восток. Покойный был окрашен охрой. Погребальный инвентарь составляет 2 фрагмента рубчатой керамики находящиеся справа от костяка (табл.13,7).
Погребение 2 расположено в 1, 6 м северо-восточнее погребения 1 на той же глубине. Выявлен обряд ингумации. Однако, анатомический порядок костей нарушен. Отсутствовали нижняя челюсть, большая часть позвоночника и кости ног. Поэтому невозможно определить позу умершего. Ориентировка костей северо-восточная. В этом погребении сохранилась окраска охры. Здесь найден единственный сопроводительный предмет – целый наконечник копья, находившийся ниже фрагмента тазовой кости [ там же, с. 31].
Погребение 3 вытянуто по склону гребня параллельно погребению 2 и сильно смещено оползанием склона горы к востоку. Анатомический порядок нарушен. Ориентировка костяка северо-восточная. В 4 м. северо-западнее погребения отмечены остатки кострища, которая С.А. Федосеева отнесла к погребению. Кострище находилось на глубине 0, 25 м и имело форму овала, вытянутого по линии северо-восток и юг - запад. Его размеры 0, 3 × 0, 5 м мощность заполнения 8 мм. В костре найдены трубчатые кости крупного животного и птицы, мелкие кусочки охры. Вследствие оползания погребения вместе с костями переместился инвентарь, состоящий из каменных и костяных предметов. Над черепом найдено 4 вкладышевых костяных наконечников копий, в пазах, которых сохранились кремневые вкладыши. Следует отметить, что в пазах не присутствует не все вкладыши. Они не подвергались вторичной обработке (табл.14;13,1,2)
Захоронение собаки обнаружено в 10 м северо-восточнее погребений 2 и 3 и проявилось на глубине 0, 42 м виде очажного пятна, заполненного красновато - бурой горелой смесью с древесным угольками и мелкими фрагментами обгоревших костей. Пятно имело форму овала, вытянутого на 2 м по линии северо-запад и юго-восток. Кости настолько сильно обожжены, что не поддаются определению. Среди них находилось небольшое скопление обгоревших птичьих костей. Между костями птицы на расстоянии 7 см один от другого лежали 3 кремневых наконечника стрелы. Один наконечник стрелы был сломан в средней части, затем повторно обработан (табл.13,3,5). В таком не пригодном для употребления виде орудие было положено в погребении собаки. Конструкция погребения аналогично погребению с ингумацией черепа и кремацией посткраниального скелета человека. В 0, 25 м ниже кострища с костями животного юго-западной части была вскрыта небольшая яма размерами 0, 2 × 0,2 м, насыщенная охрой. В охре, смешанной с суглинком (естественным заполнением ямы) находился череп собаки плохой сохранности. Кости черепа не подвергались действию огня [там же, с. 33 -34]. Таким образом, всего на территории могильника вскрыто 6 одиночных погребений, включая захоронение собаки. Захоронение разделяется на 2 типа: 1. Трупоположение (ингумация). 2. Частично трупосожжение (кремация) с ингумацией черепа. Обряд трупоположения представлен на могильнике 4 погребениями.
Характеристика погребального обряда.
Экстрамуральное захоронение - Туой-Хаинский могильник. Место погребения было выбрано специально.
В погребении, условно названном С.А.Федосеевой погребением черепа и в погребении 1 отмечена птоматологическая операция деструкции тела - декапитация. Голова была отделена от туловища. Посткраниальный скелет, судя по узким широтным размерам кострища в «погребении черепа» был расчленен. К тому же имеются дополнительные свидетельства этого ритуального действия – следы продольного раскалывания костей [Федосеева,1968,с.26]. В погребении 1 были обнаружены кости посткраниального скелета, а череп отсутствовал [Федосеева,1968, с.30]. В погребении Каменка 2 также зафиксирована деструкция иного вида. У старших детей отмечены посмертные повреждения черепа - радиальные трещины в левой височной области.. На переносице, значительные повреждения левой половины лица, разрушение внутренних отделов глазниц и основания черепа [Шпакова, 2001, с.144], Вероятно, повреждения черепа носят ритуальный характер.
В Туой-Хаинском могильнике тела умерших ориентированы почти перпендикулярно к реке, вблизи которых они захоронены [Федосеева, 1968]. В секторе северо-восток восходит летнее солнце. В Туой-Хайинском могильнике анатомический порядок был нарушен особым ритуалом в «погребении черепа» и сползанием грунта. В погребальном инвентаре были найдены целые и обломанные предметы. По нашим наблюдениям, больше портили оружия-стрелы, копья, ножи у которых обламывали кончик остря. Стрелы, копья, ножи с обломанными кончиками найдены в Туой-Хайинском могильнике.
В «погребении черепа», по всей видимости, захоронены останки проводника. Погребальный инвентарь состоял из заготовок и готовых орудий. Все готовые орудия целые, к заготовкам отнесены три продольно распиленные трубчатые кости лося длиной 17,7; 19,5; 20,5 см. Для них предназначались три ножевидные пластины длиной 10 см. каждая. Тут же лежало два фрагмента перламутровой ракушки. Все предметы лежали в яме с черепом и были окрашены красной охрой. В кострище обгоревшими костями человека были положены тесло, скребок и каменный наконечник стрелы. Острие наконечника было обломано и вторично подправлено мастером [Федосеева, 1986, с.66-67]. Эти предметы были выбраны создателями могильника. Они единичны, и представляют следующие занятия древнего человека – охоту и деревообработку. Остатки погребения, открытого геологами. В этом погребении найдены предметы хозяйственно-бытового, охотничьего назначения и одно украшение (заготовка булавки). К хозяйственно-бытовым предметам мы относим топор с ушками и сегментовидный нож. С.А. Семенов классифицирует подобные ножи, как строгательные для обработки дерева и кости [Семенов, Коробкова, 1983]. Сюда же мы относим точило. Эти изделия предназначены для деревообработки. К орудиям охоты принадлежат два костяных наконечника стрел. Один из них целый, другой представлен обломком. В могилу положен нуклеус из класса заготовок. Занятиями погребенного являлись охота и деревообработка. Погребение 1. В могилу «человека без головы» провожавшие его в последний путь положили лишь два фрагмента – венчика глиняного сосуда. Погребение 2. Хоронившие тело умершего оставили ему лишь наконечник копья-оружия для охоты [Федосеева, 1968, с.31]. Погребение 3. Здесь умерший получил от соплеменников 4 вкладышевых костяных наконечников копий, предназначенных для охотничьего промысла. В паз копий были вложены не подвергшиеся вторичной обработке ножевидной пластины. Отсутствие вторичной обработки пластин делает копии непригодными для использования. Захоронение собаки. Собака – проводник души мертвого человека в мир иной. О сходстве с «погребением черепа» мы говорили выше из трех каменных наконечников стрел, два поломаны. Один был сломан в средней части, у другого было обломано острие [Федосеева, 1968, с.34].
Первобытные люди сначала подготавливали тело умершего к захоронению. Они не оказывали активного воздействия на тело покойника, т. е. не уничтожали его останки, а хоронили преимущественно в естественном, не разрушенном виде. В погребениях Туой-Хайинского могильника зафиксированы разрушения тел покойных в виде отдельного захоронения черепа человека и собаки, над которыми устраивали трупосожжение посткраниального скелета. Древние люди обряжали тело покойного. Одежда шилась из шкур животных, и украшалось бусинами.
Восстанавливаю картины Якутии.
Это дом Н.Г. Чернышевского, где он жил в якутской ссылке в Вилюйске.
читать дальше
Политические ссыльные
читать дальше
Гидроплан "Добролёт" - первый самолёт в Якутии.
читать дальше
Евангелие на якутском языке (славянский алфавит). До Великой Отечественной войны якуты писали на латинице.
читать дальше
Зимняя рыбалка.
читать дальше
Проводники.
читать дальше
На раскопках березовского мамонта.
читать дальше
Туша мамонтёнка.
читать дальше
Сайылык. Застолье.
читать дальше
Арангас - воздушное захоронение шамана.
читать дальше
Православный священник на просторах Якутии.
читать дальше
Бедный рыбак.
читать дальше
Якутск. Картину таких водовозок можно было наблюдать вплоть до 1970 х годов. Изданiе Г. Г. Гренберга, Иркутск. Фотографiя Р. Зоненбурга.jpg
читать дальше
Якутские женщины.
читать дальше
Якутская семья.
читать дальше
Якутяне. Посиделки.
читать дальше
А меня интересуют шаманы - белые и могущественные чёрные.
Из истории изучения.
В 1956 году вновь воссоздается специализированная археологическая экспедиция. С началом работ Вилюйской археологической экспедиции института языка, литературы и истории ЯФ СО АН СССР возобновились планомерные и систематические археологические исследования в Якутии. Экспедицию в 1959-1963 годах возглавляла С. А. Федосеева. ВАЭ была создана с целью спасения археологических памятников в бассейне Верхнего Вилюя, которые должны были оказаться в зоне затопления Вилюйской гидроэлектростанции. В том же году был исследован могильник Туой-Хайа, обнаруженный на месте древнего поселения. Это захоронение было открыто в 1954 году Ю.С. Вязовым в ходе геологических работ. Именно эта находка стала сигналом к созданию ВАЭ.
Геологи передали череп и несколько орудий Г.Ф. Дебецу, который датировал захоронение неолитическим временем, а череп отнес с катангскому монголоидному типу, представленному у современных эвенков, живущих в бассейне Енисея [Дебец, 1956, с.17]. Свои антропологические исследования Г. Ф. Дебец опубликовал в статье «Древний череп из Якутии» в выпуске XXV в «Кратких сообщениях института этнографии АН СССР» в 1956 году. Именно тогда широкому кругу ученых стало известно о неолитическом захоронении на Верхнем Вилюе и рассмотрены перспективы создания археологической экспедиции в Якутии.
Туой-Хайинский могильник – единственный погребальный памятник, в котором выявлено 2 погребальных обряда:
1. трупоположение
2. трупосожжение с отдельным захоронением черепов людей и собаки.
С.А. Федосеева пришла к заключению, что «могильник состоит из одновременных погребений, составленных носителями одной культуры» [Федосеева, 1968, стр. 37]. Она исходила из выделения общих черт:
1. Глубина положения костяков и стратиграфия слоев в обоих случаях (2 погребальных обрядов – мое примечание).
2. Ориентировка костяков при обоих обрядах северо-восточная
3. Наличие кострищ при трупосожжении в погребении 3, в котором сжигалась напутственная пища, и кострища с остатками трупосожжения имеют одинаковую овальную форму и общее меридианальное направление север - юг.
4. Много общего в инвентаре погребений – в технике обработки орудий, расположении изделий в захоронениях [Федосеева, 1968, с.36].
На основе историка - сравнительного метода С.А. Федосеева сделала вывод. Могильник Туой-Хайа имеет сходство с серовскими захоронениями Прибайкалья, датируемые первой половиной III тысячелетием до н.э. [Федосеева, 1968, с.38], Туой–Хайинский могильник – первый в Якутии датированный эпохой среднего неолита погребальный памятник. Уделяется значительное внимание условиям замечания могильника. В работе представлено детальное описание стратиграфии наслоений, свидетельствующее об одновременности погребений с 2 различными обрядами, кости залегают в слоях суглинка и щебенки. С.А. Федосеева включила в работу топографический план горы Туой-Хайа, план раскопок, план могильника, поперечный разрез кострища и могильной ямы [Федосеева, 1968, с.21-25].
Таким образом, материалы данного могильника представлены наиболее полно.
Археологическая характеристика могильника Туой-Хайа.
Могильник Туой-Хайа открыт на Верхнем Вилюе в 1954 г. Ю.С. Вязовым на верхней площадке юго-западного склона Туой-Хайа (табл.8). Геологи передали череп и несколько орудий Г.Ф.Дебецу.
Только в 1959 г. созданием ВАЭ во главе с С.А. Федосеевой работы на могильнике продолжились. В результате раскопок зарегистрировано 5 не потревоженных погребений и остатки одного, раскопанного геологами, погребения.
Могилы располагались на сравнительно небольшой площади (50×5 м) снизу вверх по гребню (табл.9).
Захоронение с ингумацией черепа и частичной кремацией посткраниального скелета. В данном погребении выявлено сочетание трупоположения (череп) и трупосожжения (сожжение посткраниального скелета). Захоронение имело 2 «яруса»: первый верхний – кострище овальной формы, имевшее площадь 1, 38 × 0, 3 м, глубиной 0, 25 м, вытянутая с севера на юг, второй нижний – обнаружен на глубине 0,38 м – небольшая яма четырехугольных очертаний, в которой зарыт череп человека (табл.10). Посередине кострища среди древесного угля и золы находились обгоревшие кости человека со следами продольного раскалывания. Череп ориентирован глазницами на северо-восток. К сожалению, антропологические исследования не проводились, поэтому установить пол и возраст невозможно. В кострище найдены тесло, скребок (табл.13.6) и кремневый наконечник стрелы (табл.13,3). Первоначальное расположение посмертных вещей прослеживается в яме с черепом. 3 заготовки в вкладышевых костяных наконечников копий с тремя перпендикулярно воткнутыми между ними ножевидными пластинами лежали на черепе (табл.11) . Справа от черепа находились 2 плохо сохранившихся фрагмента обызвестковавшейся ракушки. Еще один важный элемент – красная охра, встречающаяся в обоих «ярусах» погребения.
Остатки погребения, открытого геологами. Погребение было разрушено геологическим шурфом. В первоначальном состоянии были найдены кости ног (голени и ступни), не попавшие в шурф. Они лежали в правильном анатомическом порядке, со ступнями повернутыми вправо. В этом погребении отмечен другой обряд – ингумация. Погребенный лежал на спине и был ориентирован на северо-восток. В первоначальном положении были найдены точило и костяная поделка, стержень, нижний конец его обломан, а верхний напоминает антропоморфное изображение. По мнению С.А.Федосеевой этот предмет является заготовкой костяной булавки [Федосеева, 1968, с. 29]. Эти предметы обнаружены под левой ступней покойного.
Г.Ф. Дебец исследовал череп, который отнес к катангскому типу большой монголоидной расы [Дебец, 1956]. Г.Ф. Дебец отметил находку наконечника стрелы из бивня мамонта, обломка костяного наконечника стрелы с пазами, несколько ножевидных пластин [Федосеева, 1961, с. 8 - 9]. В отвале шурфа геологов найдены двухплощадный подпризматический нуклеус, топор с ушками (табл.12) и сегментовидный нож на отщепе [Федосеева, 1968, с. 29].
Погребение 1 представляет собой третий обряд погребения ингумация тела умершего без головы. Погребенный лежал на спине с вытянутыми ногами. Левая рука была протянута вдоль туловища, правая, согнутая в локте положена на грудь, костяк ориентирован головой на северо-восток. Покойный был окрашен охрой. Погребальный инвентарь составляет 2 фрагмента рубчатой керамики находящиеся справа от костяка (табл.13,7).
Погребение 2 расположено в 1, 6 м северо-восточнее погребения 1 на той же глубине. Выявлен обряд ингумации. Однако, анатомический порядок костей нарушен. Отсутствовали нижняя челюсть, большая часть позвоночника и кости ног. Поэтому невозможно определить позу умершего. Ориентировка костей северо-восточная. В этом погребении сохранилась окраска охры. Здесь найден единственный сопроводительный предмет – целый наконечник копья, находившийся ниже фрагмента тазовой кости [ там же, с. 31].
Погребение 3 вытянуто по склону гребня параллельно погребению 2 и сильно смещено оползанием склона горы к востоку. Анатомический порядок нарушен. Ориентировка костяка северо-восточная. В 4 м. северо-западнее погребения отмечены остатки кострища, которая С.А. Федосеева отнесла к погребению. Кострище находилось на глубине 0, 25 м и имело форму овала, вытянутого по линии северо-восток и юг - запад. Его размеры 0, 3 × 0, 5 м мощность заполнения 8 мм. В костре найдены трубчатые кости крупного животного и птицы, мелкие кусочки охры.
Вследствие оползания погребения вместе с костями переместился инвентарь, состоящий из каменных и костяных предметов. Над черепом найдено 4 вкладышевых костяных наконечников копий, в пазах, которых сохранились кремневые вкладыши. Следует отметить, что в пазах не присутствует не все вкладыши. Они не подвергались вторичной обработке (табл.14;13,1,2)
Таким образом, всего на территории могильника вскрыто 6 одиночных погребений, включая захоронение собаки.
Захоронение разделяется на 2 типа:
1. Трупоположение (ингумация).
2. Частично трупосожжение (кремация) с ингумацией черепа.
Обряд трупоположения представлен на могильнике 4 погребениями.
Характеристика погребального обряда.
Экстрамуральное захоронение - Туой-Хаинский могильник. Место погребения было выбрано специально.
В погребении, условно названном С.А.Федосеевой погребением черепа и в погребении 1 отмечена птоматологическая операция деструкции тела - декапитация. Голова была отделена от туловища. Посткраниальный скелет, судя по узким широтным размерам кострища в «погребении черепа» был расчленен. К тому же имеются дополнительные свидетельства этого ритуального действия – следы продольного раскалывания костей [Федосеева,1968,с.26]. В погребении 1 были обнаружены кости посткраниального скелета, а череп отсутствовал [Федосеева,1968, с.30]. В погребении Каменка 2 также зафиксирована деструкция иного вида. У старших детей отмечены посмертные повреждения черепа - радиальные трещины в левой височной области.. На переносице, значительные повреждения левой половины лица, разрушение внутренних отделов глазниц и основания черепа [Шпакова, 2001, с.144], Вероятно, повреждения черепа носят ритуальный характер.
В Туой-Хаинском могильнике тела умерших ориентированы почти перпендикулярно к реке, вблизи которых они захоронены [Федосеева, 1968]. В секторе северо-восток восходит летнее солнце.
В Туой-Хайинском могильнике анатомический порядок был нарушен особым ритуалом в «погребении черепа» и сползанием грунта.
В погребальном инвентаре были найдены целые и обломанные предметы. По нашим наблюдениям, больше портили оружия-стрелы, копья, ножи у которых обламывали кончик остря. Стрелы, копья, ножи с обломанными кончиками найдены в Туой-Хайинском могильнике.
В «погребении черепа», по всей видимости, захоронены останки проводника. Погребальный инвентарь состоял из заготовок и готовых орудий. Все готовые орудия целые, к заготовкам отнесены три продольно распиленные трубчатые кости лося длиной 17,7; 19,5; 20,5 см. Для них предназначались три ножевидные пластины длиной 10 см. каждая. Тут же лежало два фрагмента перламутровой ракушки. Все предметы лежали в яме с черепом и были окрашены красной охрой.
В кострище обгоревшими костями человека были положены тесло, скребок и каменный наконечник стрелы. Острие наконечника было обломано и вторично подправлено мастером [Федосеева, 1986, с.66-67]. Эти предметы были выбраны создателями могильника. Они единичны, и представляют следующие занятия древнего человека – охоту и деревообработку.
Остатки погребения, открытого геологами. В этом погребении найдены предметы хозяйственно-бытового, охотничьего назначения и одно украшение (заготовка булавки). К хозяйственно-бытовым предметам мы относим топор с ушками и сегментовидный нож. С.А. Семенов классифицирует подобные ножи, как строгательные для обработки дерева и кости [Семенов, Коробкова, 1983]. Сюда же мы относим точило. Эти изделия предназначены для деревообработки. К орудиям охоты принадлежат два костяных наконечника стрел. Один из них целый, другой представлен обломком. В могилу положен нуклеус из класса заготовок. Занятиями погребенного являлись охота и деревообработка.
Погребение 1. В могилу «человека без головы» провожавшие его в последний путь положили лишь два фрагмента – венчика глиняного сосуда.
Погребение 2. Хоронившие тело умершего оставили ему лишь наконечник копья-оружия для охоты [Федосеева, 1968, с.31].
Погребение 3. Здесь умерший получил от соплеменников 4 вкладышевых костяных наконечников копий, предназначенных для охотничьего промысла. В паз копий были вложены не подвергшиеся вторичной обработке ножевидной пластины. Отсутствие вторичной обработки пластин делает копии непригодными для использования.
Захоронение собаки. Собака – проводник души мертвого человека в мир иной. О сходстве с «погребением черепа» мы говорили выше из трех каменных наконечников стрел, два поломаны. Один был сломан в средней части, у другого было обломано острие [Федосеева, 1968, с.34].
Первобытные люди сначала подготавливали тело умершего к захоронению. Они не оказывали активного воздействия на тело покойника, т. е. не уничтожали его останки, а хоронили преимущественно в естественном, не разрушенном виде. В погребениях Туой-Хайинского могильника зафиксированы разрушения тел покойных в виде отдельного захоронения черепа человека и собаки, над которыми устраивали трупосожжение посткраниального скелета. Древние люди обряжали тело покойного. Одежда шилась из шкур животных, и украшалось бусинами.