Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

Здесь можно поговорить обо всём. Это всё - мои интересы. Приглашаю всех моих единомышленников.
Вообще меня подвигло на открытие дневника Сообщество Всадников Апокалипсиса, так что их прошу подтянуться сюда в первую очередь. Буду рада старым и новым друзьям.
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
05:46 

Об оладьях как приношениях духам дорог и мест

Si vis pacem para bellum
Друзья рассказывают, что на Игры Манчаары в Верхневилюйск съехалось множество гостей со всей республики, в том числе из Якутска, Хангаласского улуса и Заречья. Как я уже рассказывала, Вилюйская федеральная дорога Мирный - Якутск и без этого оживлённое место. Люди едут в разных направлениях Мирный - Сунтар - Нюрба - Верхневилюйск - Вилюск - Бердигестях - Якутск и обратно. У нас, народа саха есть обычай в пути поклоняться духам дорог. Это выражается в приношениях. Каждый путник берет в дорогу оладьи и на границах каждого улуса на специальных погостах оставляет пару оладушек. Есть поверие, что оладушки должны быть круглыми и золотыми как летнее солнце. Также на знаках вешают салама (кусочки ткани, привязанные к веревкам).
Так выглядит граница между Горным и Вилюйским улусами:



Сегодня пара едет на рыбалку и как обычно попросил приготовить ему оладушек. Я их приготовила, стараясь делать их круглыми:



Пока пекла задумалась. Собственно почему говорят, что оладушки пекут, а не жарят? По сути оладушки жарятся в масле. Или я не права? У саха на все есть слово "буhарара", это и "жарить", и "печь", "готовить на пару". Это слово означает, если выразиться поточнее "подвергать термической обработке", ибо саха едят продукты и пьют напитки и в сыром виде: кумыс, суорат, бырпах, строганину, конину, конскую печень..
Еще готовят оладушки на чугунной сковороде почти без масла. Но обычно такие оладьи пекут на похороны и поминки. Сегодня популярны т.н. американские оладьи.
Современные саха искренне верят в доброжелательность иччи - духов дороги, местности, домашнего очага и в Байаная, божество охоты и рыбалки. Говорят старики: "Обязательно накорми духов оладьями, а то будет тебе плохо. Быть жадным- аньыы (табу)". Если не накормить на рыбаков и охотников рассердится и Байанай и все другие духи. На эту тему распространены страшные поучительные истории.
Поэтому и готовим оладьи...
И неважно, что папа крещен в православную веру.

21 июня с одноклассницами отправились встречать солнце. Поехали слишком рано в 1.30 и ждали до 4 утра. Прибыли на берег Вилюя и ждали рассвета 2 часа. Столько комарья, что никакие пшикалки не спасали! Под деоевьями оставили оладушек. Наконец, солнце взошло в 4 утра:




@темы: О родном крае, О религии, О кушаньях

02:26 

Si vis pacem para bellum
16-17 июня в Сунтаре состоялся ежегодный национальный праздник Ыhыах. Жара +35. Настоящее пекло. Трибуны забиты до отказа. Костюмированное представление открытия праздника напоминало обычный концерт школьных танцевальных коллективов. За последние годы десять лет после VI Спортивных Игр народов Республики Саха сунтарцы привыкли к театрализованным представлениям. Помню, церемонию открытия праздника тогда придумал и срежессировал наш знаменитый театральный режиссёр Андрей Саввич Борисов. Было прекрасное шоу. А тут... Не пойми что. К тому же супруга нашего улусного головы упала с лошади и сломала ключицу. Поэтрму наш голова отправился в больницу и на ысыахе его уже не было. В прошлом году она на лошадь не садилась. Просто взяла ее за уздечку и привела на арену. К тому же совсем не слышно алгыса (благословения) нового шамана-алгысчыта. Говорил он так долго и тихо, что едва не усыпил меня. Ну... Все бывает в первый раз и первый блин комом... Зато он пел здорово! Давно такого чистого и красивого голоса не слышала! Тойук и алгыс у него как небои земля... Так он прежде всего народный певец. Старый алгысчыт ушел на пенсию.
После открытия мы с подругой решили посмотреть на выставку-продажу народных промыслов. Вот только стояла только одна беседка и это при том, что разных усельцев становитсявсе больше, а выставки все меньше... почти ничего не было, кроме книг издательства "Бичик", простеньких кожаных сумочек, мелких сувенирчиков и украшений. Меня заинтересовали украшения из пластика:


@темы: О родном крае, О праздниках, Мои фотографии

16:00 

Si vis pacem para bellum
Недавно приобрела украшение. Украшение стилизовано под национальные мотивы и называется "Сардаана". Сардааной называют огненно-оранжевую лилию даурскую. В комплект входят серьги, браслет, кольцо и брошь.





Кстати 30 июня - День Сардааны. Сардаана - одно из самых популярных женских имен у народа саха.30 июня - день Сардааны! Так объявила недавно созданная в Якутии общественная организация. Зарегистрированная в органах
юстиции общественная организация так и называется - "День Сардааны - 30.06" Учредители организации считают, что цветок сардаана является самым красивым из всех растущих на необъятных просторах Республики Саха (Якутия) и должен стать брендом Якутии. Так же, как сакура
является брендом Японии.
Этот цветок занесен в красную книгу растений Якутии. Это означает что на территории республики нельзя рвать
дикорастущую сардаану. Но это отнюдь не запрет на любовь к этому цветку. Наоборот!
В социальных сетях призывали в этот праздничный день по аналогии с днем Валентина зарождается традиция дарить "сарданки"- открытки с изображением цветка сардааны как
символа счастья и благополучия.

@темы: О побрякушках, Мои фотографии, О родном крае

11:07 

Si vis pacem para bellum
Вчера в Верхневилюйске начались республиканская спартакиада по национальным видам спорта "Игры Манчаары". Мы не поехали, но следим за выступлениями наших земляков по республиканскому телевидению. На соревнованиях по легкой атлетике в беге на 3000 м выступает ученица нашей школы Сахайаа Глухарёва. Она закончила 10 класс. Сахайаа сейчас учится в школе олимпийского резерва. Мама Сахайи работает в нашей школе психологом. Итог соревнования - второе место.
В прыжках в длину показали предварительные прыжки. Здесь участвует наша выпускница прошлого года Саргы Фокинова. Она отобралась в следующий тур:


@темы: О родном крае

10:37 

О связи

Si vis pacem para bellum
Сегодня отключила интернет на компе. На неопределенный срок. Подумать только: я сумела воспользоваться невероятно дорогими услугами Ростелекома из 7 дней июля только 1 день. Звонила и бегала по сервисам. И никакого толку. Буду заходить с телефона

12:15 

Делаю шоколадки

Si vis pacem para bellum
Я очень люблю шоколадки. Иногда кажется, что не могу жить без них. Откусываешь кусочек и он тает во рту... Прелесть!
Поэтому в мыльном магазине заказала ингредиенты для шоколада - какао масло и какао тёртое. Попробовала сделать.
Первый блин как обычно комом - положила сахарную пудру. Оказывается, пудра плохо и долго растворяется в какао. Так и скрипел на зубах. Поэтому, сделав оргвыводы, решила прочитать несколько рецептов. Оказывается к какао масло и какао тёртое можно подмешать предварительно нагретый мёд. Пошла в магазин и купила мёду, разогрела его на водяной бане, положила какао масло, накрошила какао тёртое, засыпала в распущенное масло и мёд. Когда какао тёртое расплавилось, сняла с бани, немного охладила смесь и налила в чистые неиспользованные пластиковые и силиконовые формы. Затем насыпала в шоколад т.н. спортивной смеси из изюма, орехов и цукатов, сверху кокосовых стружек. Оставила в холодильнике на ночь. Утром достала из формочек и получилось вот это - горький шоколад:

читать дальше

Потом сделала ещё вот это:

читать дальше

Но Розе не нравится горький шоколад и мы с ней сделали шоколад послаще. Хотели молочный, но получился тёмный. Добавили немного сухого молока и сгущёнки, немного меньше, чем в рецепте. Положила поменьше какао тёртого. В общем шоколад стал светлее и слаще, чем горький, но до молочного не дотянул. Так что продолжаем экспериментировать.

@темы: Мои фотографии, О кушаньях

11:05 

О летнем холоде

Si vis pacem para bellum
Только позавчера было +32, а вчера +28 в тени, а сегодня уже резко похолодало. Всего лишь +19. Все снова надели куртки. Идеально для посадки растений. Всю весну мёрзли, а теперь ещё и это. Ну хоть комаров нет.
11 июня съездили на природу. Открыли школьным ысыахом сезон сунтарских ысыахов. Сначала объявили, что поедем на водокачку, так называется местность вокруг озера Сунтаар. Но потом всё-таки отправились довольно далеко в живописную местность Сардаана, расположенную на берегу Вилюя.



читать дальше

Местность поросшая берёзой и лиственницей расположена на нашем берегу р.Вилюй напротив с.Хадан (на другом берегу), где по мнению сунтарцев проживают исключительно упрямые люди (ну это шутка, конечно). Упрямее хаданцев только чурапчинский род Хадаар )))) (тоже шутка) В это время в начале июня цветут ветренницы, на якутском языке название цветка "кэ5э кулгаа5а", что в переводе означает "ухо кукушки".

читать дальше

читать дальше

Также к нашему удивлению мы обнаружили наши местные подснежники. Обычно их называют сон-травой, мы же называем подснежниками, "ньургуhун". Помню, как давным давно дедушка делал настойку из сон-травы. Говорил, что очень полезна для суставов. Помню как мы, маленькие дети, собирали цветки сон-травы и охапками несли их домой. А потом они исчезли... Сегодня никому в голову не приходит их собирать, поэтому цветков стало так же много как и много лет назад. Большинство уже отцвело, но удалось найти эти цветки:

читать дальше

Цвели и другие растения:

читать дальше

@темы: О родном крае, О природе, О погоде, Мои фотографии

04:06 

О разных мыльных фигурках

Si vis pacem para bellum
Иногда отливаю такие мыльные фигурки. Людям они нравятся почему-то больше каменных мыл. Говорят, что формы интересные, расцветка яркая и главное пахнет хорошо, не как магазинские. Пахнут по-разному и не всегда "так, как нужно")))

Бутерброд с красной икрой пахнет вовсе не икрой, а ароматом кондитерского магазина. Содержит масло макадамии и масло виноградных косточек и молотую овсянку и даже чуть-чуточку сухого молока. Вообще разные полезные наполнители можно положить только в непрозрачное мыло. А в "икру" ничего не положишь. Масла замутняют основу, поэтому чем прозрачнее мыло, тем меньше полезных веществ оно содержит. Прозрачное мыло можно только украшать блёстками. Можно сделать прозрачное многоцветное мыло.

читать дальше

Бутерброд с толстым слоем масла и ломтиком варёной колбасы пахнет коричневых сахаром, дыней, авокадо и апельсином. Один остряк пошутил, что пахнет вовсе не колбасой. Еще выразил сожаление, что колбаса не копчёная. Если представить, что человек помывшись мылом, будет пахнуть копчёнкой)))) В "масло" положила немножко твёрдого кокосового масла и масла алоэ вера, а в "батон" овсянки и масла какао.

читать дальше

Совушка летает с ароматом розовой жвачкой. Делается долго и нудно. Пришлось сделать несколько штук и все разного цвета. Успела сфотографировать только эту сову. Подходит на подарки детям. Содержит кокосовое масло.

читать дальше

Этот мак пахнет как положено - маком.

читать дальше

Мыло "Ваниль" конечно же пахнет ванилью и содержит масло виноградных косточек

читать дальше

"Ягоды в лимонном желе". Эту ягодную корзинку делала довольно долго. Сначала отдельно отлила ягоды - вишню, землянику, клубнику, ежевику и клюкву. Вишню, землянику и клубнику отливала в два этапа. Сначала плодоножки, потом ягодки. И же потом сложила все ягодкив силиконовую формочку для кекса, пшикнула их спиртом и залила "лимонным желе". У мыла аромат клубники, земляники, ягодной корзинки и лимона.

читать дальше

А это фигурное мыло с игрушкой делали с моей ученицей - первоклассницей Светочкой. Техника называется многослойная заливка. Цвета "желе" - малиновый, жёлтый, голубой и зелёный. Ароматы малины, лимона и зелёных фруктов. Все слои пшикнули спиртом. Когда залили последний слой, поставили пластмассовую игрушку и посыпали морской солью.

читать дальше

@темы: Мои фотографии, О мыле и мыловарении

02:49 

О новом мыле

Si vis pacem para bellum
Продолжаю делать мыло. Лучше получаются мыла в виде камней.

Оливин с золотыми стружками с ароматом зелёных фруктов по рецепту Алевтины Заричной

читать дальше

Но иногда случается и такое. Получилось мыло с тёплым ароматом фиалки, цветочной ванили и чёрной смородины. Хотела сделать якутский аметист, а получилось это. Не могу определить, что это.

читать дальше

Малахит с ароматом зелёного яблока и груши. Мыло с маслом виноградных косточек

читать дальше

Дианит с ароматом жасмина, фиалки, коричневого сахара и лилии. Мыло с маслом виноградных косточек

читать дальше

Сердолик агат с ароматом апельсина и маслом макадамии

читать дальше

Зеленовато-голубой снежный обсидиан с морской солью и ароматом сосновой живицы

читать дальше

Жемчужница с ароматом молока и коктейля "Пинаколада"

читать дальше

Перламутровая роза с эфирным маслом дамасской розы

читать дальше

Это каменное мыло сделала по заказу - "тигровый глаз" с маслом виноградных косточек и ароматом молочного шоколада. Очень долго думала как изготовить. Готового рецепта не было и когда делала, что боялась, что не получится. Получилось более-менее похоже. Прозрачную мыльную основу разделила на 4 части. Использовала косметический перламутр - коричневая медь и золото, а также активированный чёрный уголь. Получилось 4 цвета - золотой, коричневый, чёрный, в 4 стакане никаких красителей не использовала. А дальше по технике многоцветной каменной заливке. Сначала налила прозрачную, потом зигзагами все остальные. Осталось чуть больше половины. Нарвала охлаждённую основу на куски и залила остатками. Возни как обычно. Когда делаю каменное мыло - душой отдыхаю, да ещё предвкушаю результат. А с фигурками так не получается. Приходится сосредотачиваться, напрягать зрение, заливать мелкие детали пипеткой или шприцом, вырезать, оттирать излишки. И радуюсь, когда к процессу мыловарения присоединяется Роза, она любит делать фигурки :)

Тигровый глаз

Янтарная компьютерная мышь с эфирным маслом апельсина и маслом виноградных косточек. Воспользовалась тем, что янтарь не самый прозрачный камень и накапала масла виноградных косточек. Подарила племяннику Коле на день рождения:

читать дальше

Ещё один янтарь. Люблю их делать - очень лёгкая техника, делаю плёнки, намазываю золотой перламутр и заливаю прозрачной основой подходящего цвета. Внутри шарик основы, окрашенной бело-серебристым перламутром. Этот янтарь имеет аромат коричневого сахара. Аромат такой тёплый и солнечный!

читать дальше

Аметист по рецепту Алевтины Заричной с миксом ароматов коктейля "Бейлиз", коричневого сахара, зелёного яблока и фиалки. Немного отличается от рецепта. Я еще "плёнок" добавила:

читать дальше

Столбики топаза на кварците с ароматом тропической и морской свежести. Тоже создала сама правда по известным шаблонам. Ничего сложного.

читать дальше

@темы: Мои фотографии, о мыле и мыловарении

14:23 

О 2 маршруте экспедиции по следам первой детской экспедиции 1946 года

Si vis pacem para bellum
Вернувшись в Сунтаар, начала готовиться к следующему путешествию - сплаву по реке Вилюй по речному маршруту Крестях-Сунтар. Всего по следам первой детской экспедиции 1946 года запланировано три маршрута: 1) наземный Вилючан-Крестях-Сунтар; 2) речной сплав Крестях-Куокуну-Тэнкэ-Бордон-Сунтар; 3) Кемпендяй-Сунтар. Я вошла в состав первого маршрута, состоявшегося 18-20 июля, но не смогла выехать. Довольно сильно заболела, вот почему. Говорили, что в 1946 году пионеры бросили клич - отправиться в пионерский поход - сплав. Но всего экспедиций в 1946-1947 гг. известно только шесть. И один из них - в маленьком Сунтаре! Форма организации нашей экспедиции - малозатратный семейный отдых, социальное партнёрство нескольких учреждений - центральная районная библиотека в лице заведующей Кузьминой Надежды Константиновны выиграла грант на проведение мероприятия для школьников, Центр детского творчество в лице директора Антоновой Ангелины Владимировны и Лидочен Галины Николаевны составил и осуществил проект летнего лагеря. ИП "Антонов А.Н." снарядил экспедицию в путь, обеспечив продовольствием. Тойбохойский Республиканский Историко-Краеведческий комплекс им. Бессонова (и.о. директора /Степанов Анатолий, методист Васильева Марта Ивановна, водитель Андрей Адамович), Сунтарская СОШ №1 (начальник лагеря Сивцева Ирина Николаевна и я), инспекторы ГИМС Сергей Самуилович, Василий Иванович и Прокопьев Владимир Николаевич, мотористы Антонов Степан Алексеевич и Иванов Иван Иннокентьевич, студент-педагог Лидочен Николай Владимирович, 8 учащихся Сунтарской СОШ№1, Сунтарского Политехнического лицея и Тойбохойской СОШ.
Я участвовала пока только во второй маршруте. Поход по маршруту длился 3 дня и две ночи. День 1 - разделились на 2 группы. Маршрут первой группы - выезд на УАЗике Сунтар (ЦДТ)-Тойбохой (Ботанический сад)-Крестях(берег). Дальше сплав на моторках (резиновая лодка РЧС на 8 мест, стальной корпус "Крым" - 5 мест) - Куокуну (с посещением летнего оздоровительно-производственного лагеря "Быйан (в переводе "изобилие") - Тэнкэ (летник Усталар с ночёвкой, рыбалка на карасей, ленков и тугунков, создание мыла, варка ухи на костре, печеная на костре лепёшка, караси на рожне, палаточный бивуак). Предусмотрен наземный маршрут второй группы Сунтар - Илимнир-Тэнкэ-Усталар с последующим объединением с первой группой.
День 2. Маршрут: летник Усталар - Тэнкэ (с посещением музея им. Г.П. Яковлева, бывшего главы нашего улуса, встреча с краеведом Яковлевым Г.И.) - природный комплекс "Абааhы балаҕана" (Чёртова пещера) - Бордон (встреча с краеведом-историком Петровым В.Н.) - Сунтар.
Но мы так задержались, что к вечеру прибыли в Бордон и встали лагерем на берегу, в т.н. местечке Абакум аартыга (Тропа Аввакума). Переночевали в палатке.
Так получился у нас 3 день - Тропа Аввакума - остров Бережнёва - рябиновый лес на противоположном берегу. Разделение на 2 группы. Маршрут 1 группы - сплав Бордон - Дьэли - Сунтаар. 2 группа на УАЗике Сунтар - Бордон.

И 8 августа рано утром в 8.30 на автомобиле УАЗ-микроавтобус выехали по маршруту Сунтаар-Тойбохой (60 км к северу от райцентра) - Крестях (95 км от райцентра).
Доехав до Крестяха мы подкрепились большущими бутербродами. Тогда мы не знали, что никому не удастся сбросить вес))))

читать дальше

На берегу вот такие коровы. Их сюда привезли:

читать дальше

И наши якутские лошадки, летом мало отличимые от своих европейских родичей. Разве что они меньше ростом))):

читать дальше

Первый привал - обозрение стоянки первых алмазоискателей недалеко от Крестяха. Именно в этих краях нашли первые алмазы. Но говорят, что сначала отыскали огненно-красные пиропы. Их и сейчас волны выбрасывают на берег... От маленького сруба остались одни руины.

читать дальше

Вот наши находки в коллекцию Марты Ивановны:

читать дальше

В лагере "Быйан" выращивают на продажу капусту, картофель и другие огородные культуры. Пообщались с ребятами, они пошли нас проводить на берег, посоревноваться в бросании "оладьий"

читать дальше

Третий привал по пути в Тэнкэ. Нашли такую вот крохотную пещерку с ключевой водой:

читать дальше

Размяли ноги, передохнули, попили воды из склянки, оставленной кем-то до нас:

читать дальше

Берег сложен каменной породой, но тут разыскали железную руду и, как следствие этого, округло окатанные гальки железной руды. Мы называем их "ытыйар таастар". Их нельзя брать с собой на моторку в большом количестве. Есть поверье, что "сразу на дно пойдёшь вместе с железной моторкой". Нельзя класть рядом с компасом - заблудишься. Собрали песок голубоватого цвета.

читать дальше

К вечеру добрались до летника Усталар на берегу реки. Там куча мероприятий:

Встали лагерем, поставили палатки:

читать дальше

Мужчины наловили и посолили на завтрак рыбы - ленков и тугунков:

читать дальше

Мы сварили уху из карасей и покормили наших мужчин. В группу рыбаков входили не только взрослые, но и школьники (ну и сами хорошо подкрепились):

читать дальше

Я учила делать мыла:

читать дальше

читать дальше

Пекли на костре пресные лепёшки:

читать дальше

А это наше жилище - четырёхместка. Поместились там впятером. Кто-то ночевал там, кто-то в палатках. Мужчины разговаривали до утра. Ребята прочирикали до трёх ночи. На переднем плане деревянный стол. На нём готовили и пищу, и мыло. На нём угощались карасями:

читать дальше

По летнику бродили две хозяйские охотничьи лайки. Одна помоложе, другая постарше. Они вполне дисциплинированно дожидались еды. Им доставались все остатки пиршества. Та, что помоложе, быстрее кидалась на пищу. Но стоило аксакалу подойти и порычать, как молодая собака тут же уступала часть своего ужина. Поэтому обеих собак кормили одновременно в разных мисках. Дисциплина дисциплиной, но ночью собаки стащили со стола конфитюр ассорти и вылизали банку до хрустального блеска.

Вот наш завтрак:

читать дальше

Директор Тойбохойского комплекса закоптил на рожне карасей:

читать дальше

Такие вкусные и ароматные, что пальчики оближешь! Девочки немножко пощипали, если больше мальчики и мы. Второй завтрак как у хоббитов

К обеду доплыли до села Тэнкэ и вошли в музей-бала5ан им. Г.П. Яковлева.

читать дальше

Всех начинающих минерологов заинтересовали т.н. "странности природы":

читать дальше

Особенно два "камешка". Первый похож на женщину с грудным ребёнком на руках, второй похож на снеговик.

А также предметы домашнего обихода и культа:

читать дальше

читать дальше

Встретившись сельском клубе с краеведом Яковлевым Г.И., поплыли дальше. В клубе 36 кресел, а деревянная дверь просто настольжи! Запирается на крючок. Следующая остановка - "Абааһы балаҕана" (Чёртова пещера). Это был настоящий экстрим! Началось так: выскакивая из моторок, увязали в глинистом дне реки. Потом кросс по пересечённой местности, поиск сухой тропы, в обход ручьёв и болотистых местностей, тяжёлый отвесный подъём в песчаную гору, катание в джинсах с песчаной горы и наконец - известная по республике достопримечательность Сунтаара - Абааһы балаҕана!
Поймали лягушку - символ чистоты местности. Потом еле-еле от неё избавились:

читать дальше

Это пологая тропа для туристов, нам же, фотографировать было некогда:

читать дальше

Фигуры выветривания очень похожи на грибы с дырочками. Есть лазы для людей. Есть дырочки и поменьше. Похожи на гнездышки ласточек. Таких дырочек когда-то было много и на наших берегах, когда гнездились ласточки-береговушки. Есть дырочки и поменьше. Похоже на лазы насекомых.

читать дальше

Когда-то обе колонны накрывала одна плита, как менгиры. Но потом плита обвалилась и получились два грибочка.

читать дальше

Недалеко от этой пещеры растут ещё грибы:

читать дальше

А наверху открывается такая умопомрачительная панорама, красоту которой не может показать даже фотоаппарат

читать дальше

Усталые, но довольные поехали до с.Тэнкэ и забрали оттуда провизию. Во дворе хозяйки летника мы обнаружили и сфотографировали амбар военных времен:

читать дальше

И вечером доехали до с.Бордон, но решили остановиться на берегу Вилюя в местности Аввакум аартыга (Тропа Аввакума). Там раньше проводились школьные турслёты. Но сегодня там так намусорено, что пришлось немного прибраться.

читать дальше

Вид на местность с нашей стоянки:

читать дальше

К западу от лагеря в пойме реки лежит большой камень "Бухатыыр тааhа" (Камень богатыря). В камне имеются углубления. Одно отверстие похоже на подкову. Внутри него собирается вода.

читать дальше

Заночевали в палатках. Палатки поставили на кучи шишек, но мы спаслись, подстелив под спальники спасательные жилеты.
Позавтракав, отправились на остров Бережнёва. На остров приезжают собирать шиповник, купаться и собирать травы:
На берегу острова лепёшки засохшего ила:

читать дальше

На острове растут типичные для нас растения: пижма обыкновенная, сибирская астра, кровохлёбка лекарственная, девясил британский, лук блестящий, клевер луговой, копеечник шерстистоплодный, льнянка остролопастная, гвоздика разноцветная.

читать дальше

читать дальше

А потом после обеда мы отправились на автомобиле до Сунтаара.
Вторая группа побывала на пристани Илимниир. Они немножко передохнули:

читать дальше

На обозрение ручья Дьэли сил не хватило. Высадились, отдохнули и поплыли домой. Экскурсия по этой местности отложена на будущее.

@темы: О родном крае, О природе, Мои фотографии

09:25 

О писанице "Тойон-Арыы" на Еланке

Si vis pacem para bellum
В этом году я подумала, что о своём родном крае я практически ничего не знаю и решила хоть немножко исправить это положение. Так что конец июля и начало августа я потратила на два небольших путешествия. В конце июля мы встречались с одноклассниками. Встречу организовали в живописном местечке - в окрестностях села Еланка. Еланка известна благодатной землей и красивейшей природой. Жизнь в Еланке началась 175 лет назад, когда была заложена станция на Иркутско-Якутском почтовом тракте. Местные ямщики возили почту на тройках зимой и верхом на лошадях летом. Такая «транспортная схема» существовала вплоть до 1954 года, именно тогда станция была закрыта: почту стали возить самолетами и автомашинами. Сейчас там живёт очень мало народа, хотя в последнее время всё чаще переезжают в Еланку на постоянное жительство.
Мы остановились не в селе, а на туристическую базу на берегу Лены к востоку от этого села. Всё как обычно: деревянные домики, банька, шашлыки, рыбалка, кафе... В Якутске нас забрал микроавтобус, до с.Булгунняхтаах дорога была достаточно хорошая - сначала асфальт до Покровска, потом насыпная дорога до Булгунняхтаах. А оттуда поехали по лужам. Вчерашним дождём размыло дорогу. Приехали только к девяти вечера. Устроились на месте, провели вечер, встретили солнце...

читать дальше

Утром на моторках отправились смотреть на Ленские писаницы. это заняло около часа. По пути встречались острова с лентами пляжей, с лесами посередине и горы, пониже Ленских столбов, но несомненно не менее прекрасные!

читать дальше

Эти скалы называют "Лошадь и три богатыря":

читать дальше

По пути сделали кучу селфи)))

читать дальше

Выбрались из лодок в очень удобном месте. Поднялись на берег по каменным ступенькам, созданным природой и пошли к скалам. В этих скалах много гротов и пещер. Мы вошли в эту пещеру:

читать дальше

Здесь было сыро, мокро и прохладно.

читать дальше

Я даже поскользнулась и ударилась головой о стенку. Было не больно, потом я долго не могла вспомнить, откуда у меня ссадина на лбу)) В пещерах куча всякой разнообразной плесени - голубой, зеленой, жёлтой, красной, серой и даже черной. Это было довольно красиво... На склонах скал растёт заячья капуста и цветёт чабрец. Заячью капусту решили в саду посадить, а чабрецом сдобрить супчик.

Вернулись назад и пошли смотреть на писаницу. Поднялись наверх по камням:

читать дальше

На писанице в "скелетном" неолитическом стиле изображены лоси, готовые сойтись в схватке. Между ними малюсенькое антропоморфное существо. Все туристы прикасаются к ней, чтобы зарядиться энергией древних племён (надо бы запретить это, а то писаница потихоньку исчезает):

читать дальше

Поговорив с проводниками-мотористами, вернулись обратно на турбазу:

читать дальше

Мотористы рассказывали немало интересного. Один из них, Андрей рассказывал, что часто играл здесь в детстве. Однажды с ним едва не случился несчастный случай: он поскользнулся и упал со скалы. И говорил, что его спас уступ. Упал прямо в снег. Рассказывал, что облазил все скалы и однажды едва не замёрз в пещере. Заглянул в колодец, а оттуда веяло такой стужей прямо в лицо! До сих пор у него сердце в пятках при мысли, что мог упасть в колодец и замерзнуть насмерть. Теперь туда ходят только ученые, изучающие вечную мерзлоту. Обещал сводить туда в следующий раз, но только летом. Улыбался, рассказывая, что привлекает туристов рассказами о серебре, содержащемся в породе. Говорит всем, что оттого камни и имеют такой серебристо-серый цвет.

Вот здесь купались: тут холодно и глубоко.

читать дальше

@темы: О родном крае, О праздниках, Мои фотографии

10:52 

О паре

Si vis pacem para bellum
Перед новым годом у нас появился еще один чорон, созданный супругами Ивановыми Иннокентием и Саргылааной. Мы с ними знакомы давно, ещё с тех времен, когда Иннокентий был мастером в местном ПТУ. Саргылаана - классный руководитель моего племянника Коли. Он вырезает чорон, она украшает традиционным орнаментом:

читать дальше

Емкость сосудов до 1,5 литров. Папин чорон повыше, мой чуть-чуть пониже.

@темы: О родном крае, О моих вещичках, Мои фотографии

09:21 

О выставке "Раритеты Якутии Сунтарского улуса"

Si vis pacem para bellum
Об этом я ещё не писала. Этой осенью была приглашена на выставку "Раритеты Якутии". На выставке были представлены экспонаты музеев Сунтарского улуса, признанные раритетами. В прошлом году мы отправили на реставрацию и выставку 13 экспонатов школьного музея. Казалось бы, ничего особенного: детали конской упряжи, деревянная кухонная утварь, железные инструменты, детали национальной одежды и т.п. Народа было немного, но все свои. Правда потом водили на экскурсии школьников. Событие освещало местное телевидение. Не люблю спешить, сначала вместе с экскурсоводом быстро обозреваю выставку, потом медленно хожу и любуюсь каждой вещью. И всё равно что-то упускаю.

Чороны различают двух типах:
1) Ымыйа - сосуды на одной ножке. Парадные высокие и красивые сосуды с очень ломкими ножками. Представлен и ымыйа нашего музея.
2) Чороон - сосуды скифского типа на трёх ножках. Довольно хорошо стоят и не падают, хорошо сохраняются.

читать дальше

Деревянная чаша на трёх ножках (таких сохранилось две или три в Якутии) и две посуды для молочных продуктов (матаарчах):

читать дальше

Деревянные чаши балхах:

читать дальше

Ещё чаша балхах из нашего музея (такой чаши с подобным орнаментом нет нигде):

читать дальше

Большая чаша (кытах) из массива лиственницы. Говорили, что таких больших в музеях Якутии нет:

читать дальше

Посуда для молочных продуктов (сылгы чабыча5а): для сбитых сливок и кашки саламат, например:

читать дальше

Тарелка на четырёх ножках:

читать дальше

Ведро берестяное (сылгы ыа5аhа), посуда для молочных продуктов (сылгы чабыча5а), берестяная посуда для сыпучих продуктов:

читать дальше

Кошелек и навершие шапки "дьабака":

читать дальше

Женские маленькие сумочки (хаппар) для всяких мелочей, футляры для кресала, кожаный ремень, кошельки, чопчуур - навершие якутской шапки "дьабака":

читать дальше

читать дальше

Женские серебряные серьги второй половины 19 века:

читать дальше

Табакерки конца 19 века:

читать дальше

читать дальше

Чепрак конца 18 - начала 19 века. Такой ветхий, что в руках рассыпается:

читать дальше

Чепрак середины 19 века:

читать дальше

Это чепрак конца 19 века:

читать дальше

Кресты. Предметы христианского культа. Мужской пояс с бляшками:

читать дальше

Седло с упряжью из музея нашей школы:

читать дальше

Почти все изделия украшены богатым орнаментом. Вообще же, говорят, что для сунтарских изделий очень важна богатая декоративность, яркость и контрастность при выборе цветов, что характерно для тунгусо-маньчжур, в частности для эвенков, населявших наши края. По сравнению с центрально-якутскими изделиями богато украшалась и одежда, и разнообразная утварь. И сегодня заметно стремление к богатой декоративности.

@темы: Мои фотографии, О родном крае

08:11 

Кто сидит под моей ёлкой?

Si vis pacem para bellum
11:20 

С наступающим!

Si vis pacem para bellum
Поздравляю моих читателей с наступающим Новым 2016 годом! Прошёл ещё один год и мы вместе. От всей души желаю всех благ: здоровья, счастья, удачи, успехов! Благополучия вам и хорошего настроения!


17:22 

О рисовании на тарелках

Si vis pacem para bellum
Ну я то человек ленивый. Люблю делать то, что делается быстро: варить мыло (правда некоторые делаются полтора часа), готовить яичницу, давать урок. Читаю и смотрю картинки очень быстро, если интересно. И пишу только драбблы. Всё на бегу. Поэтому не люблю ни вязать, ни вышивать. Вот моя двоюродная сестра Миронова Ульяна Егоровна, Народная мастерица Якутии делает всё спокойно и основательно. Долго вынашивает идею, обдумывает что да как и без спешки и суеты претворяет в жизнь.
Собрались мы у сестры Оли и увидели, что дома этим летом куча всякого новенького. А именно тарелки, расписанные Улей.

№1

№2

№3 раскололась. Оля убирать не хочет, Уля просит выбросить. Поэтому этой тарелки здесь нет.

Она рисует на чём угодно и шьёт всё от безделушек из лоскутков и прихваток до меховых шуб и шапок. В фотоаппарате должны быть фотографии её работ с выставки.

@темы: Мои фотографии, О семье

16:56 

Об электричестве

Si vis pacem para bellum
Как хорошо, что свет не уходит! На улице -40 Мы почти три месяца с августа до середины октября прожили без света. Сначала электричество убирали днем, потом вечером и ночью, а потом и вовсе на весь день до ночи. Тогда я уже на работу вышла, даже в школе света не было. Кошмар. Типа меняли деревянные столбы на "запчасти Эйфелевой башни". Однажды не было света больше суток и это в августе! У нас начал таять морозильник. Все в округе были в панике, пришлось звонить голове наслега. Не прошло и трёх минут, как дали свет. Вечера коротали со свечами и керосиновыми лампами. В общем "романтика":



С утра заряжали ноутбук и когда нет света смотрели кино. С середины октября у нас электроотопление, так что мы очень зависим от электроэнергии. Раньше-то топили печку...

@темы: О родном крае, Обо мне

16:27 

О новом мыле

Si vis pacem para bellum
Много всякого мыла сотворила и продала, подарила... Не успевала фотографировать. Вот только некоторые из них (фотки маленькие):

Рубины без отдушки:



Аквамарины с ароматом свежести:



"Синий лёд" с запахом воды и воздуха и бирюзовая роза с ароматом орхидеи ваниль:



Конгломераты двух видов. Один с ароматом персиков и сирени, другой с отдушкой из кокоса, ванили и молока с маслом персика и виноградных косточек:



Мылки с чёрной глиной и ароматом орхидеи ваниль:



Мылко с ароматом "цитрус" и "лимон" и маслом виноградных косточек:



Мыло с чёрной глиной и ароматом духов герлен:



Мыло с ароматом малины, персика и молока с розовой глиной:



Мыло из остатков:



Мыло из остатков с ароматом молока и лесных орехов:



А это моё проданное мыло смыливается:



Зелёный камень с ароматом молока и сосновой шишки:


@темы: О мыловарении

16:01 

Как давно я ничего не писала!

Si vis pacem para bellum
С июля я не писала ни строчки! Между тем столько всего произошло! Свадьба племянника, рождение в молодой семье сына Степушки, юбилей старшей сестры, встречи с друзьями... В общем, реал съедал большую часть моего времени. Ну и кризис тоже... А хочется так много написать и рассказать...

@темы: Обо мне

17:52 

О свадебных обрядах

Si vis pacem para bellum
Когда-то обещала рассказать о свадебных традициях. Приходится отмечать, что сегодня среди якутов распространены христианские и современные традиции и многие местные традиции или изжили себя, или признаны старомодными. Кое-что пришло совсем недавно: быков и лошадей заменили лимузины, фотосессии и видеосъёмка, флеш-мобы, бросания букета и подвязки... В общем, наблюдается полный синкретизм.
Разве что четыре этапа обрядов исполняют с сегодня. Но и они, мне думается, имеют типологическое сходство с обрядами других народов.
Первую группу обрядов образуют обряды, сопровождающие сватовство «кэргэн кэпсэтии» и помолвку «илии oxcyhyy». На начальном стадии «кэргэн кэпсэтии» положено проводить длительные по времени испытания жениха и невесты. Нам рассказывали, что родные Наташи что с материнской, что с отцовской линии испытывали Колю как могли. Наташа – старшая дочь и внучка в многодетной семье. У неё 4 родных брата и 2 сестры, отец умер вскоре после её рождения, поэтому её воспитывал отчим. И родные её настоящего отца живут в Борогонцах. Коля говорил, что они задавали кучу неудобных вопросов и всячески испытывали его терпение. А его у него немного))) Ещё за него взялась родня матери Наташи. Дяди даже вызывали будущего зятя на поединок, достойно проиграли кулачный бой. В конечном счёте, остались довольны. Ну и Наташа, естественно, очень обрадовалась. Ну а мы проводили испытание невесты… Впрочем самое обычное. Просто проверяются разные хозяйские умения, девушка ставится в сложное положение.
Дальше помолвка - «илии охсуhуу».
Вторая обрядовая группа характеризует первый свадебный праздник "туhэ барар", который происходил после уплаты части калыма в доме родителей невесты. Сегодня невесту выкупают драгоценными украшениями. Невесте дарят золотые украшения, матери невесты – серебряные. В свою очередь родные невесты преподносят жениху нож или дэйбиир – махалку от гнуса. В последнее время чаще дарят именно махалку, а не нож. Считается, что нож дарить нельзя. Оружие всегда выкупается. Обычно нож «продают» на день рождения и платят монетами.

Третья группа обрядов — это обряды, выполняемые во время главного свадебного торжества "уруу", включавшего переезд невесты в дом жениха "кыыс суктэр". Невеста наряжается в доме родных. Выезд, регистрация и свадебная прогулка – всё вполне современно.
Раньше невесту наряжали в якутские одежды. Якутская невеста готовила себе приданое, в состав которого входил свадебный костюм и обязательно седло с полным праздничным убранством коня. Свадебный костюм якутской невесты состоял из шубы «сангыях», шапки «дьабака» и обуви на мягкой подошве из выделанной конской или оленьей кожи «сарыы». Шуба сшита из красного сукна, в комбинации с вставками парчовых полос, оторочена ценными мехами бобра, морского котика, тарбагана. Красный цвет свадебной одежды отражал мировоззрение народа об окружающем мире – он олицетворял жизненную силу человека, плодородие, кровное родство. Покрой также имел свои особенности. Для удобства верховой езды сзади, от пояса до подола, делали большой разрез. Чтобы защитить плечевые суставов от сырости и холода рукава шили с буфами. Считалось, что чем больше буфы, тем богаче человек.
Очень большую символическую и знаковую функцию в свадебном костюме невесты выполнял головной убор «дьабака». Высокая конусовидной формы шапка спереди шилась из меха росомахи, задняя часть – из меха бобра и рыси. Особое значение имело трапециевидное навершие из красного сукна, украшенное вышивкой серебряными нитями в виде лировидных и сердцевидных и растительных узоров. Оно ассоциировалось с образом богини деторождения Айыысыт. Раньше свадьбы устраивали зимой после забоя скота в конце октября – ноябре. Теперь устраивают когда угодно, кроме мая, ибо «в мае маются».
Раньше свадебный костюм дополнялся большим количеством серебряных украшений. При ходьбе они издавали звон, который, по народным представлениям, должен был отпугивать злых духов. Некоторые умники даже пытались угадать не столько характер невестки, но и девственна ли она. Говорили, что женщина ходит тихо, а девица «вся звенит». Значение оберега имела также большая круглая пластина с солярными знаками, символизирующая солнце.
После замужества женщина надевала свадебный костюм только по большим праздникам, а после смерти он мог служить погребальной одеждой.
И среди всего великолепия были кожаные трусы со шнуровкой и специальными колокольчиками. Они и должны громко звенеть у девственницы.

И сегодня белое платье невеста покупает сама. Только носит раз в жизни. Жених покупает кольца. После регистрации прогулка. Кортеж организует жених.
Потом благословение молодых по-якутски. Молодожёны проходят через «живой ручеёк» к камельку. Собравшиеся «сеют семя» - т.е. забрасывают жениха и невесту зёрнами риса или, как стало модно, лепестками роз. У зажжённого огня получают благословение. Жених зажигает приготовленный камелёк

Невеста кормит зажжённый очаг оладьями в масле (саныяхтах алаадьи),

Родители жениха угощают кымысом в чороне (сосуд на 3-х ножках) или ымыйа (сосуд на 1 ножке), обнимают.

Мать невесты угощает лепёшкой или оладьями

На этом всё.
Жених на собственную свадьбу приводил бычка и лошадь. Или привозил уже готовое к употреблению мясо и внутренности. Дальше жених по обычаю устраивает гостям пир, Обязательные свадебные блюда на якутском столе – мясо, хаса (проросшее мясом лошадиное сало на рёбрышках), тансык (кусочки мяса, завёрнутые в сало), харта (отварной конский кишечник), сырая конская печень, постные несладкие вафли, постные лепёшки, кымыс, саламат (каша из пшеничной муки на молоке и сливках), кёбюёр, караси, строганина и т.п. Сегодня много всяких иных кушаний. В последние годы распространились обычаи бросание букета и подвязки.
После брачная ночь. Раньше, провожая жениха в покои, его родители подносили специальный сосуд – чорон с открывающимся донышком. Наутро после брачной ночи жених должен был угостить отца и мать невесты. Если невеста оказалась честной, как и ожидали, её родители угощались сметаной или жирным кымысом. Если нет, поднося сосуд отцу невесты, жених открывал дно и сметана выливалась на пол. По местным легендам в Сунтарском наслеге Ehyн Кюёль (Длинное Озеро) давным-давно жила красавица Суоhалдьыйа Толбонноох. Она полюбила батрака и отдалась ему, но испугавшись, никому не сказала. Её выдали замуж. Жених понял, что невеста досталась ему не девственницей и отказался от неё, опозорив и её и её родных. Говорили, что она повесилась на сосне, не снеся позора. Её последние слова можно перевести так: «Я вернусь и уйду только, когда на Сунтарской земле родится дева краше меня». Здесь долгие годы рассказывали, будто на дороге Тойбохой – Сунтар видят дивной красы девушку в белом. Она садится в телегу или автомобиль. Говорили, что она общительная, разговаривает со всеми и вдруг все замечают верёвку на шее. Очень скоро все, кто её видел, умирал не своей смертью. И сегодня в Сунтаре рождаются её красивые родственницы. Говорят, что Суоhалдьыйа Толбонноох уже не бродит по дорогам.
Поэтому если интимные отношения у жениха и невесты уже были, жених и родные обязаны известить об этом гостей.
Дальше т.н. обычай «биhирэм» - общение двух родов. Старшие отдельно, молодёжь отдельно. Застолье, походы, танцы...
Последняя группа обрядов характеризует временное возвращение молодой в дом родителей через некоторое время после "уруу" — "теркетту"12.

Фотки потом, если надо. У меня инет тупит, фотки вставлять не получается...

@темы: О праздниках, О родном крае

А обо всём

главная